Грушинский фестиваль и АЗИЯ+
Наткнулся на глубокомысленную запись Татьяны Алексеевой, которую, наверное, правильнее было бы назвать “статьей” – о Грушинском фестивале (впрочем, здесь это не более чем повод), авторской (бардовской) песне и АЗИИ+. Наверное, еще одна попытка описать словами и осознать то, что в большинстве случаев не требует слов. Однако многие мысли, сказанные вслух, находят свой резонанс…
Избранные цитаты:
Собственно, «дорога» и есть центральный объединяющий мотив «старой» авторской песни – от Ю.Визбора до В.Ланцберга. Дорога как образ жизни и способ становления личности… Дорога учит, дорога зовёт. Но дорога – это ещё и отношения между тем, кто остаётся на месте ждать или пытается удержать, – и тем, кто уходит. Отрыв от постылого быта, запирающего в «материальную» тюрьму, для уходящего – счастье. Возможность уйти несет надежду на новый опыт и обретение подлинного дома (который станет «домом» не только для тела, но и для духа). Но окончание дороги – неизбежная печаль и тревога… Ведь надо куда-то вернуться. А куда?
Вот на этом-то перекрестке множества психологических смыслов и значений образа «дороги» мерцали и складывались песни. Сплетались в сложный рисунок эмоции: печаль и радость, надежда и тоска, безнадежность и злость… Всё самое ценное – только в мимолетных перекличках и встречах. В воспоминаниях и в вечном стремлении «за горизонт». Зато от песни к песне раскрывался метафизический смысл символа Дороги: жизнь как путешествие, отрыв от «материального» плана – во имя поиска новых сфер реализации, потребность самому определять свой путь.
Что лично для меня, как для слушателя, изменилось в авторской песне, благодаря Луферову – и авторам «Первого круга»? Открылось перекрестье, дорога стала возможна «по вертикали». «Горизонталь» – туристская песня. В ней дорога как образ жизни воплощена буквально – взял рюкзак и пошел. А «вертикаль» размыкается – в глубину памяти (личной и культурной), в глубину национальной традиции и личного прошлого. Это сразу создает в песне большой внутренний объем. Авторская песня становится явлением в культуре, а не просто «образом жизни». Да и в социальном феномене – массовых перемещениях из бытового (городского), обыденного пространства в сакральное (непознанное, полу-мистическое) пространство леса, – раскрывается духовный потенциал.
Аудитория «эстрадников» – в основном, ностальгирующая, с теплотой вспоминающая молодость, но не слишком склонная напрягаться. Слушая мастерское исполнение старых бардовских песен, люди, скорее, стремятся отдохнуть от забот, развеселиться, а не загружаться мыслями о том, что «все мы смертны» и о том, «что же останется после меня». Собственно, именно это облегченное направление я бы назвала на Груше-08 той самой официально поддерживаемой «нормой», относительно которой все честные авторские поиски и эксперименты превращаются в «альтернативу».
Окосевшие от многодневного пьянства граждане недоуменно зависали возле эстрады, пытаясь послушать концерт. И довольно быстро осознавали, что происходит «что-то не то», непривычное, странное… Никто почему-то не пытается им, зрителям, угодить, подладиться под них, развеселить, снискать их аплодисменты. «А повеселее что-нибудь спеть нельзя?» – этот унылый выкрик из зрительного зала к концу фестиваля стал традицией на «азиатских» концертах. Но самое трогательное, что в ответ очумевшим слушателям всерьез и честно объясняли со сцены, что «повеселее – нельзя»… что для этого существует еще несколько эстрад, куда можно отправиться и послушать там «что-нибудь повеселее».
«Азиатская» сцена была единственной, где авторы-исполнители вдруг начали разговаривать со своими зрителями. «Сопротивление материала» оказалось страшным. И протестующие настроения в публике нарастали порой до такой степени, что единственным выходом было обратиться к ним напрямую… Меня поражало, как внезапно затихали и усмирялись разошедшиеся пьяные пацаны, когда с ними начинали разговаривать со сцены Николай Якимов, Деревягин или Сергей Труханов. Словно им не хватало именно этого – «отцовского», уверенного и волевого начала. Совсем мелкие подростки смотрелись как птенцы, выпавшие из гнезда. А вид тех, кто постарше, показывал: ничего с 1960-х гг. не изменилось. И растерянные толпы сограждан остались примерно там же, где и были, – «блуждать по пустыне»… Хотя положенные библейские «сорок лет блужданий», казалось бы, уже миновали…
Очень советую прочитать целиком, не смотря на некоторую сложность восприятия. Автор обещает продолжение.
Первая часть – http://tania-al.livejournal.com/179580.html
Вторая часть – http://tania-al.livejournal.com/180156.html
Метки: размышления
Третья часть – о сцене “Междуречье”. http://tania-al.livejournal.com/181378.html
Цитаты:
Comment by admin — Июль 18, 2008 @ 11:25
Часть четвертая. http://tania-al.livejournal.com/182345.html
Цитаты:
Comment by admin — Июль 21, 2008 @ 10:49
Пятая, заключительная, часть: http://tania-al.livejournal.com/183811.html
Comment by Антон Сафин — Июль 23, 2008 @ 13:20
Замечательная статья! Спасибо!
Comment by Tonyunya — Сентябрь 5, 2009 @ 22:42
Отличная статья! Ждем еще!
Comment by Zinich — Октябрь 6, 2009 @ 22:22
Да хорошая статья!
Comment by Margosha — Октябрь 22, 2009 @ 22:28
Статья удалась на славу – будем ждать продолжения, надеюсь все таки оно будет.
Comment by Dioniisiya — Ноябрь 4, 2009 @ 23:12