И вновь об исполнителях и исполнительстве…
В продолжение спора, возникшего практически год назад: “ТО “Чет-нечет” vs Роман Гаврилин :)”
Сразу скажу: я не собирался и не собираюсь никого судить. И дело даже не в конкретных названиях коллективах и фамилиях людей, поющих те или иные песни. Просто слишком часто меня мучает вопрос: почему одни и те же песни я в одном случае заставляют сжаться в комок и впитывать звук каждой клеткой, а в другом – оставляют лишь чувство легкого недоумения.
После публикации вышеупомянутой записи я долго собирался написать развернутое обоснование своей позиции: мол, когда из песни выкидывают смысл, который в нее вкладывал автор, получается жалкая оболочка, которую никакими выразительными средствами не оживить: этакий “лубок”, плоская картинка, лишенная глубины… Потом понял: да, все это так, но причина где-то глубже. И вот только теперь мне удалось сформулировать, как мне кажется, главное, что отличает исполнение одной и той же песни разными людьми. Это, если выражаться физическими терминами, разная энергия – в одном случае она кинетическая, в другом – потенциальная. И в оценке “хорошо”/”плохо” дело, наверное, не в том, какая это энергия, а в ее количестве. И здесь начинается самое интересное: в песнях и у Ромы Гаврилина, и у Вени Дркина есть ощущение, что если та самая потенциальная энергия вдруг, следуя каким-то неведомым законам, перейдет в кинетическую, она просто снесет все вокруг – будет такой локальный ядерный взрыв. А вот “Чет-нечет”, “Ключевое слово” и многие другие исполнители этих песен, даже несмотря на избыток кинетической энергии, того самого “драйва”, этого чувства у меня не вызывают.
Все вышесказанное отнюдь не значит, что надо всем срочно бросать петь песни и идти в дворники. Но нужно четко понимать, каким путем ты идешь. Потому что хранить в себе потенциальный ядерный взрыв – ой как неприятно.
Метки: Веня Дркин, размышления, Роман Гаврилин, Чет-Нечет
Ага, ты выразил как раз то, что я ощущаю как “драйв”. Потому что именно этот “потенциальный ядерный взрыв” притягивает, завораживает – и после которого “избыток кинетической энергии” драйвом уже не ощущается…
Comment by Афраймович — Апрель 6, 2009 @ 21:08
Он порсто сливается с песней, стает сам песней, проживает ее заново, как жизнь и расказывает вам. Очень интересно. А еще тем более под музыку, когда наше подсознание на слух может выловить музыкальные произведение из любой толпы, то что говорить, когда оно стыкается напрямую с этим очагом музыки. Оно впитывает ее и остаются приятные ощущения в памяти. Главное, что человек может не запомнить ни беседы, ни смысл беседы, но музыку, мелодию он запоминает практически всегда, хоть слов не будет помнить. Например, если есть беседа и смысл беседы, то музыка(мелодия) и песня – это еквивалент первому примеру, но только на уровень выше.
Comment by Gusha — Февраль 12, 2010 @ 19:11
Что-то в предедущем посту есть от правды, только он не умеет облекать свою мысль в слова
Comment by Vanyusya — Февраль 15, 2010 @ 20:58