Легкие люди
Только сейчас, “отдышавшись” после концерта Ирины Богушевской в Иркутске 18 марта, я понимаю, как мне повезло. Не только мне – всем, кто в этот вечер пришел в Иркутский Драматический Театр.
Повезло по одной простой причине: вряд ли повторится возможность еще раз услышать Ирину в такой, можно сказать, камерной обстановке. Потому что такая музыка не может оставить равнодушным. В Иркутске попросту не осталось залов, достойных Богушевской. Дворец спорта “Труд” отпугивает своим названием, не говоря о полном отсутствии звука, остальные же залы уже не вместят всех поклонников ее творчества.
При этом, как и положено хорошей музыке (смотри название блога :), каждый находит в творчестве Богушевской что-то свое. Молодые девушки, наравне с дамами преклонного возраста млеют от лирики – еще бы, ведь большинство песен у Ирины про любовь, и любовь, естественно, женскую. Только если первые живут ожиданием светлых чувств, вторые – уже больше воспоминаниями. Мужчины не могут не оценить безупречный образ на сцене. Никакой пошлости, скорее наоборот – строгая, но без приставки “ретро”, классика. Мне же дороги две вещи – музыкальная составляющая песен Богушевской и то, как эта музыка рождается на свет – прямо на твоих глазах. И еще – загадка, которую я никак не могу разгадать: как в этой женщине уживаются композитор, поэт, аранжировщик и великолепная вокалистка (слово “певица” как-то не очень вяжется у меня с образом Ирины).
В том, как музыканты выводят свои партии, как передвигается по сцене сама Ирина, есть что-то невообразимо легкое. Мне периодически снится такой сон: я сижу за роялем, и просто “колочу по клавишам”, не думая, куда попаду – и при этом получается весьма складно и задорно. Просыпаясь, я понимаю, что в жизни такое вряд ли возможно – по крайней мере, со мной. Так и здесь – весь концерт я пребывал как будто во сне. Я в живую видел такую игру, которая до этого мне только снилась. Только очнувшись на следующий день после концерта, я осознал, скольких усилий для музыкантов стоит это ощущение легкости и безупречной сыгранности.
Отдельный разговор о “хозяйке сцены” – создается впечатление, что Ирина поет, как говорит. Точнее, даже не так: далеко не всем удается так легко и красиво говорить, как Богушевская поет. Впрочем, в этот вечер блистала на сцене не только Ирина. Меня сразу и наповал сразил Сергей Шитов. Такое ощущение, что он играет на кларнете с рождения. Потому что только так можно объяснить то, что Сергей помимо великолепной игры на инструменте успевает еще и продемонстрировать свои актерские способности. Я не знаю, как можно одними глазами и мимикой изобразить все, что он представляет во время своих “кларнетических кульбитов” – да еще так, чтобы это было заметно с самых дальних рядов. Этот человек просто “ловит кайф” от того, что делает – и не боится показать это всеми доступными способами. К сожалению, у меня нет видео с Иркутска, но это сразу бросается в глаза и на других видеозаписях – к примеру, с фестиваля “Мамокабо”:
Но вернемся к Иркутску. Надо сказать, иркутянам повезло особо – ближе к концу концерта музыканты устроили настоящую оргию (в хорошем смысле этого слова :). Все это безобразие можно описать бессмертными словами классика: “Замяукали котята: Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, хрюкать!”. Музыканты продемонстрировали, что им, в общем-то, все равно на чем играть (особенно впечатлила хрупкая Светлана Мочалина за ударной установкой), в то время как автор песни, исполняемой таким “зеленым бэндом”, покатывалась со смеху на краю сцены.
Создается впечатление, что музыканты (хорошие музыканты) умеют сжимать время. Мне показалось, что концерт длился не более 30-40 минут. Взглянул на часы: двух часов как не бывало. Осталась какая-то неудовлетворенность – как после десерта, который дали только попробовать. Пришлось “догоняться” теми же песнями, но уже в записи.
Конечно, я слышал альбом “Шелк” и до этого, но теперь кое-что изменилось: слушая эти песни, я вижу картинку! Я вижу неподражаемую мимику Сергея Шитова, пританцовывающего с кларнетом. Вижу Николая Сарабьянова, чем-то неуловимо напоминающего Сталлоне с афиши фильма “Рембо 3” – только вместо гранатомета у него в руках гитара. Вижу скромного Антона, спрятавшегося в тени сцены – так, что про него вообще забываешь, и удивляешься, откуда берутся эти басовые “запилы”. Вижу еще одного Антона – Дашкина – за ударной установкой и удивляюсь, как Ирина может стоять так близко к “бочке” и у нее еще целы барабанные перепонки. И, конечно, вижу саму Ирину – неповторимую, элегантную, умеющую передвигаться по сцене с какой-то особой грацией, но при этом какую-то “свою”, “нашенскую”. Женщину, слово “любовь” в песнях которой – не пустой звук.
В завершение могу лишь процитировать фразу самой Ирины, подписавшись под каждым словом: “кто нас видел, все понимает, не надо объяснять; кто прошёл мимо – все равно не поймёт, о чём я”.
Метки: Ирина Богушевская, концерты